Главная » 2016 » Январь » 15 » Городская олимпиада по литературе 9 класс
14:03
Городская олимпиада по литературе 9 класс

Школьный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из аналитического задания (оно разбито на две части: первая нацелена на проверку теоретико-литературных знаний и умения их применять при анализе текста, вторая

представляет собой анализ художественная произведения с опорой на предложенные в задании вопросы; время выполнения 3,5-4 астрономических часа, максимальный балл – 10 и 60 соответственно) и творческого задания (время выполнения – 1-1,5 астрономических часа, максимальный балл – 30). Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим заданием самостоятельно. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.

Задание №1

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее произведении И.С.Тургенева «Собака»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов/ явлений в данном произведении.

1.1. ……………. – произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

1.2. ……………. – вопрос, который задают, не ожидая на него ответа.

1.3. …………….. – сближение предметов или явлений по сходству, сравнение без сравнительного союза.

1.4. …………….. – стихотворная повесть, в сюжете которой в жизнь героев вторгаются какие-то потусторонние силы – в реальности или во сне.

Задание №2

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.С.Тургенев

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами..Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Опорные вопросы:

а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?

б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?

в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?

г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

Творческое задание

Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

Представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление - служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов):

1.

Спаситель родился

в лютую стужу.

В пустыне пылали пастушьи костры

Буран бушевал и выматывал душу

из бедных царей, доставлявших дары.

Верблюды вздымали лохматые ноги.

Выл ветер.

Звезда, пламенея в ночи,

смотрела, как трех караванов дороги

сходились в пещеру Христа, как лучи

2.

Новогодняя ночь

В глазах рябит от мишуры

Огней сверкание повсюду.

Гирлянды, звездочки, шары –

Здесь все опять готово к чуду.

Бокалы часа своего

Дождутся. Вот еще минута,

И дружно грянет торжество

Под залпы пробок и салюта.

Нас Новый год одарит вновь

Погодой ветреной и снежной.

За процветанье и любовь

Мы выпьем с верой и надеждой.

И будет ночь смотреть в окно,

На лица и зверюшек маски.

Но в жизни так заведено –

Придет конец и этой сказке.

Утихнет тот хрустальный звон,

Начнут иголки осыпаться...

Ну а пока – всё, словно сон.

И неохота просыпаться!

3.

На 1 января 2000 года

Подошла к кольцу двадцатка.

Валит белый снег.

Остановка. Пересадка

в двадцать первый век.

Только кто-то вот не вышел,

не успел, уснул...

Ну, а ты средь тех, кто выжил,

в новый век шагнул.

Но, с толпою на посадку

поспеши, дружок,

встань на заднюю площадку,

продыши кружок.

Видишь, старый век, как Китеж,

тонет позади?

Погляди, покуда видишь.

Да и потом – гляди.

Категория: Олимпиада | Просмотров: 883 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar